АПЕКС 5776

Инсталляция APEX5776

«АПЕКС 5776» — это видеоинсталляция, созданная группой «4S4R» (читается как «ФОСФОР») и представленная на фестивале новой городской культуры «Кроссконтакт», одной из площадок которого являлся Культурный центр «Зеленоград» (21-23 ноября 2014 г.).

Как характеризуют свое творение сами авторы, АПЕКС 5776 — это «объект, заполняющий пространство звуком и пикселями». Фраза любопытная: если представить себе заполнение пространства звуком еще можно, то пикселями, то есть величиной, логическим элементом, пусть и имеющим отношение к графике, — это нужно обладать уж очень абстрактным мышлением. И даже представление пикселя как точки не сильно что-то меняет.

На деле же АПЕКС 5776 — это квадратная площадка с покрытием из поролона в виде пирамидок — на вид, вроде, даже устрашающе, но на самом деле оно мягонькое и приятное на ощупь. На пирамидки проецируются разноцветные световые пучки, соответствующие их размерам, и рисуются различные геометрические узоры. И все это под музыку.

Наибольшую популярность это произведение современного искусства имеет у детей. Классно же поползать по переливающемуся всеми цветами радуги мягкому коврику или поваляться на нем! Да и родилась эта инсталляция из наблюдений за детьми, которые любят различные подсвеченные конструкции, а уж если можно на них забираться — это предел всех детских мечтаний. Взрослые, впрочем, тоже не отказывали себе в удовольствии «искупаться в пикселях».


(Nota bene: музыка в видеоролике наложенная, в самой инсталляции используется другая).

———————————

Экспонаты, представленные на фестивале «Кроссконтакт», невольно подводят к мысли о том, что современные способы самовыражения, хотя и относят к искусству, но лишь потому, что для них еще не придумана своя культурная ниша. Прежде всего, в общем представлении произведение искусства, будь то музыка, живопись, поэзия, — это нечто штучное, уникальное. Его можно воспроизводить, копировать, пародировать, но оно само по себе единственное. То же, что называется современным искусством, легко поддается тиражированию (привет Энди Уорхолу), главным образом, потому, что при его создании используются различные технологии — компьютерные программы, электроника и т. п. Может ли являться ли компьютерная программа произведением искусства — вот в чем вопрос!..

Еще одна причина, по которой трудно все это воспринимать именно как искусство — то влияние, которое такие произведения оказывают на зрителя. Здесь не видно цели одухотворить, приобщить к Вечному и Прекрасному, пробудить в человеке всё лучшее, что в нем есть, а видно лишь желание произвести впечатление, поразить, выдать что-то неординарное, что современный лексикон передает одним словом «выпендриться». Трудно себе представить желание держать копию произведения такого искусства у себя дома. Металлическая конструкция, вибрирующая при приближении к ней, вряд ли способна вызвать что-то хотя бы отдаленно похожее на эстетические чувства от репродукции рафаэлевской мадонны, так же как трещотка или поющий горшочек вызывают ощущения, весьма далекие от тех, что появляются от созерцания розы или трелей живого, не механического, соловья. Это нечто другое, вполне имеющее право на существование и признание, но — не искусство. Потому что художественный образ — имеется, способ познания мира — имеет место, творчество — есть. А вот эстетики — нет.

Оставить комментарий