Предпремьерный показ в «Ведогонь-театре»: «Рождество в доме сеньора Купьелло»

Зачитывание рождественского письма матери

Название пьесы «Рождество в доме сеньора Купьелло», поставленной в «Ведогонь-театре» режиссером Сергеем Виноградовым, навевает на мысли о праздничной семейной сказке. На деле же в ней разворачиваются события, которые мало настраивают на праздничный лад. Автор пьесы актер, режиссер и драматург Эдуардо Де Филиппо определяет жанр своего произведения как «грустная комедия», но веселого в ней немного, и юмор не искромётный, но приглушенный. А в завершение всего она оборачивается трагедией.

Действие пьесы разворачивается в Италии в 30-х годов. Туда переносит мысли зрителя уже полупрозрачный занавес с репродукцией картины Боттичелли «Поклонение волхвов». О месте действия постоянно по ходу действия ненавязчиво напоминает музыкальный фон — волшебный голос Робертино Лоретти.

Занавес

Занавес

Главный герой пьесы — пожилой простодушный и наивный чудак Лука Купьелло (Александр Бавтриков). В его семье бушуют непрерывные по-итальянски горячие страсти и склоки, от мелочных до довольно крупных. Остановить их он не может и находит выход в бегстве из реальности в мир рождественских игрушек, в котором он ежегодно мастерит рождественские ясли, вкладывая в них всю свою душу. Ни один из домочадцев не разделяет его увлечения; их отношение к его забаве — от равнодушного до агрессивного. По сути, эти ясли — еще один главный герой пьесы, который является чем-то вроде индикатора, зеркала, которое говорит о герое всю правду.

Очередное Рождество грозит полностью разрушить мир в семье. И если первое событие — уход из дома младшего сына Томмазино (Федор Липатов) — в очередной раз оказывается лишь юношеской бравадой капризного избалованного подростка, то второе — желание дочери Нинуччи (Наталья Третьяк) развестись со своим мужем-торговцем, обожаемым зятем супругов Купьелло Николино, и уйти к другому — серьезно расшатывает устои семьи, надежду на счастье и благополучие дочери. Ситуация обостряется тем, что на Рождество в дом является сам любовник Нинуччи Виторио Элиа, которого играет Илья Роговин. Как инопланетянин, ходит он по сцене, с удивлением и любопытством взирая на семейные сцены, которые разгораются прямо при нем между сыном Луки и его братом Паскуалино, которого парень недолюбливает и постоянно обкрадывает. Виторио — единственный человек, который благосклонно, хотя и не без иронии, принимает от Луки приглашение полюбоваться на его любимое детище — ясли.

Нокогда вся правда отношений между Нинуччей и Виторио открывается перед Лукой, того хватает удар. Это горе сплотило всю семью во главе с преданной супругой Луки Кончеттой (Лилия Шайхитдинова). Ирония финала в том, что у постели умирающего мастера рождественской игрушки, непрестанно зовущего своего зятя, оказывается именно Виторио, сгорающий от угрызений совести. Старик принимает его за любимого Николино, а настоящий зять, опоздавший к одру умирающего, оказывается выставлен за дверь, чтобы не смущать покой человека, который последний раз собирает вокруг себя всю семью, частью которой наконец-то становятся и его любимые рождественские ясли.

Финал пьесы

Финал пьесы

Интересная картинка обнаруживается, если взглянуть на программу спектакля в разделе «Действующие лица и исполнители». Паскуалино, брата Луки, играют Ильдар Аллабирдин и Алексей Ермаков. И этим же актерам досталась роль любопытного соседа Луки Луиджи Пасторелли, который вместе с женой приходит в конце пьесы справиться о здоровье соседа. То есть артисты просто меняются ролями. Но если этот обмен, так сказать, вполне равноценный, то еще более любопытна вторая рокировка: Сергей Зайцев и Павел Грудцов, которые меняются ролями Николы и доктора. Если в случае Павла Грудцова в роли Николы желание Нинуччи уйти от мужа выглядит как метание между солидным джентльменом и студентом, претендующее на понимание и сочувствие зрителя, то когда на сцене в роли Николы появляется Сергей Зайцев, молодой и успешный, то роман Нинуччи со студентом выглядит уже как не совсем понятный каприз неопытной девушки.

Глобальный диагноз Луке — не его болезни, а именно его личности — в финале ставит врач: «Лука Купьелло всегда был большим ребенком и считал мир огромной игрушкой. Но когда он начал понимать, что с этой игрушкой нельзя играть, он этого не вынес. От взрослого в Луке Купьелло ничего нет. А для ребенка он слишком стар». Вот о таком человеке и о том, как ему живется в реальном мире, и рассказывает пьеса, премьера которой завершает очередной сезон в «Ведогонь-театре». Ближайший (и последний в этом сезоне) показ — 1 июля.

Оставить комментарий