Спектакль «Легкие люди» в «Ведогонь-театре»

Беседа

В «Ведогонь-театре» в конце января состоялась премьера пьесы Михаила Дурненкова «Легкие люди» в постановке художественного руководителя театра Павла Курочкина. Спектакль продолжает начатую серию экспериментов с пространством нового зала, который устроен не по канонам классического театра (сцена и ряды зрительских кресел). Это просто большой пустой зал. И поэтому он позволяет реализовывать самые смелые идеи с интерактивом.

Видимая часть квартиры представляет собой две комнаты. Одна большая — гостиная, из которой ведут три двери в маленькую комнату, которую мы не видим, в спальню и наружу.

Зрительские места как бы вкраплены в декорации, которые представляют собой обстановку самой обычной квартиры. Кстати, мест этих совсем немного — около 60. Чувство непосредственного участия в происходящих событиях щемяще острое: актеры буднично ходят между рядами, переодеваются в домашнее перед вашим носом, в двух шагах от зрителя бурно выясняют отношения, готовят на кухне завтрак, распространяя по залу аппетитный запах свежих огурчиков. Какую-то часть приверженцев классики это бы, наверно, даже покоробило, но для любителей новаторского подхода к театральным формам это просто восторг.

Четыре действующих лица, которых играют Татьяна Мазур, Алексей Ермаков, Сергей Зайцев и Антон Васильев, отнесены автором пьесы к поколению «легких людей». Их молодость и становление личности пришлись на период больших перемен в нашей стране — перестройки, распада СССР и последующих «лихих девяностых». Они все еще молоды и полны сил.

Я легкий человек, мне кажется, ещё наберу в легкие воздух и смогу улететь.

Это поколение самого автора пьесы. Михаил Дурненков родился в 1978 году, является автором около 20 пьес и сценаристом ряда сериалов. К драматургии пришел не сразу, побывав сторожем, слесарем, инженером, тележурналистом, телеведущим… Первые пьесы писал вместе со своим братом Вячеславом, потом их творческие пути разошлись. Критики отмечают, что легкое отношение к жизни, к любым драматичным ситуациям, включая смерть — это общая особенность манеры братьев Дурненковых. Она нашла свое продолжение и в пьесе «Легкие люди». Высшим выражением такой жизненной позиции является персонаж пьесы Макс, которого мастерски сыграл Антон Васильев — эта роль будто под него была написана.

Ты убивал кого-нибудь?
Да, конечно. Теперь я могу войти?
Да.

Но не у всех получается жить так же легко, даже если очень хочется. Если Макса, кажется, ничто не может выбить из колеи, остальных героев жизнь подвергает достаточно тяжелым испытаниям, ставит перед неразрешимыми на первый взгляд вопросами. И вот они они мучительно ищут выход, чтобы снова обрести былую легкость. Об этом, собственно, и пьеса. Молодым людям жизнь не дает скучать: они страдают, выясняют отношения, ругаются (порою, кстати, даже матом), выпивают — куда ж «легким людям» без этого. Но при этом даже во время самого жесткого конфликта ни в одном из них нет ненависти, и это в них очень импонирует. И это тоже, наверно, одна из основных черт «легкого человека».

— Никогда, слышишь, никогда не смей больше со мной говорить об этом! Ты слышишь?!!
— У меня все меньше и меньше тем для разговоров с тобой.

В пьесе имеется своеобразное музыкальное сопровождение: герои постоянно теребят какие-то диковинные восточные инструменты из тех, которыми любят сопровождать свои занятия всякие гуру. Задумчивые звуки этих инструментов уносят из головы прочь все, что принесено сюда извне, настраивают на философский лад.

Рассуждение

 

Драматургию такого плана называют «новой драмой». В новой драме делается акцент не на умозрительные проблемы, а на действительность, враждебную человеку, и столкновение с ней радикально меняет личность. Новая драма ставит вопросы о животрепещущих проблемах современной морали. Поэтому главное в ней — это не собственно действие, а размышления о мире, к которым автор приглашает зрителя своей пьесой.

Размышления. Алексей Ермаков в роли Егора

Я честное слово не готов за весь мир отвечать. Да и никто не готов.

Оставить комментарий