Царь Фёдор Иоаннович

Финал спектакля

20-летний юбилей «Ведогонь-театра» —  праздник, в который подарки, поздравления и благодарности получил не только юбиляр, но и все его зрители. Театр подарил зеленоградцам в этот день показ своей легендарной постановки, отмеченной множеством призов — спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» по трагедии А. К. Толстого.

«Царь Фёдор Иоаннович» — часть трилогии, которую драматург посвятил Борису Годунову — сильной личности, крепкому государственнику, ратующему за укрепление и возвеличивание своей страны, не гнушающимся самыми жесткими методами для достижения своих целей. Но не менее интересен Толстому был и царь Федор Иоаннович, которого молва прозвала Феодор Блаженный — царь-постник, царь-святой, чья святость, тем не менее, в государственных делах оказалась качеством роковым, обернувшись безволием, слабостью, недальновидностью, подверженностью чужому влиянию. Тем контрастнее рядом с ним образ Бориса, волевого, твердого, страдающего всем сердцем и душой за Русь и вынужденного ради нее практически в одиночку идти против старых устоев и армии их приверженцев в лице бояр и купцов.

Премьера спектакля в «Ведогонь-театре» состоялась в 2006 году, и вот уже почти 13 лет он пользуется  любовью зрителей. Спектакль отмечен множеством наград, как за режиссуру Александра Кузина, так и за актерские работы: призы за лучшие роли в спектакле на театральных фестивалях получали  Павел Курочкин за роль царя Федора, Петр Васильев (ныне покойный) за роль Бориса Годунова, народный артист РФ Виталий Стужев за роль Луп-Клешнина. Мне со своей стороны хотелось бы здесь отметить работу художника Кирилла Данилова, который использовал минимум художественных средств, не отвлекающих от сюжета, но отобрал при этом самые выразительные, самые «говорящие» о  духе той непростой эпохи.

Павел Курочкин создал пронзительный образ человека, «приговоренного к власти», желающего лишь одного: мира и всеобщей любви, но даже при своем не слишком сильном уме понимающего тщетность своих мечтаний и жестокость мира политики, в котором он принужден жить. Он разрывается между враждующими за власть Годуновым (его играет сейчас Алексей Ермаков) и князьями Шуйскими во главе с Иваном Петровичем Шуйским (Александр Бавтриков), пытается их примирить, но чем дальше развиваются события, тем больше горя, тем больше крови. Мне, к сожалению, не привелось видеть Петра Васильева в роли Бориса, но восхищаюсь игрой Алексея Ермакова: его герой вроде бы постоянно где-то на заднем плане, но даже видя его там, чувствуешь, что все нити находятся  в руках этого человека, а по ходу спектакля осознаешь, что их, этих нитей, гораздо больше, и зловещая тишина, которая исходит от этой фигуры, говорит на самом деле гораздо не меньше, чем длинные страстные монологи царя Федора.

Жесткость «мужских» линий нежно смягчают женские образы — мудрой царицы Ирины Федоровны (Наталья Тимонина), любящей, ласковой жены; княжны Мстиславской — юной целомудренной девушки, мечтающей о семейном счастье. В юбилейном спектакле в роли княжны зрители увидели Зою Даниловскую, но многие наверняка не раз видели в этой роли Наталью Третьяк.

Юбилейный показ был немного не таким, как всегда. Так, перед началом спектакля все желающие могли устроить фотосессию у стенда театра в исторических костюмах.

После финального выхода художественный руководитель театра Павел Курочкин поблагодарил зрителей, отметив, что без них, то есть без нас с вами, не было бы «Ведогонь-театра». А в заключение было зачитано одно, всего одно из многочисленных поздравлений: письмо в стихах от Ирэны Сарнацкой, руководителя хора «Кантилена» детской школы искусств имени С. П. Дягилева.

С юбилеем, «Ведогонь-театр»! Ждем твоего возвращения на родную сцену после завершения реконструкции и, конечно, ждем новых постановок!

Понравилось? Расскажи друзьям!

Оставить комментарий